Клипер «Катти Сарк»: великий парусник великой державы

Лондонцы считаются богатыми историческими наследниками, по праву гордящимися целым рядом достопримечательностей. К числу таких относится клипер «Катти Сарк» — единственное парусное судно для перевозки чая, сохранившееся до наших дней. В те времена парусники было принято именовать звучными, судьбоносными словосочетаниями, и Cutty Sark, означавшее буквально «короткая сорочка», выглядело нелепо, определив тем самым, по мнению многих историков, необычайную и очень интересную судьбу клипера.

История, интересные факты, вековая слава

«Катти Сарк» был спущен на воду в 1870 году в Шотландии в портовом городке Дамбартон.

«Катти Сарк» был спущен на воду в 1870 году в Шотландии в портовом городке Дамбартон. Конструктивной основой парусника стал пароход «Пенджаб», с которого его новый владелец Джон Уиллис снял паровой двигатель, заменив ходовую часть парусами. Затем, удлинив корпус судна, заменив нижнюю обшивку, Уиллис добился превосходных мореходных характеристик клипера, превратив его в непревзойденный образец представителя парусной флотилии.

Пожалуй, нет более суеверной профессиональной категории, чем моряки. И когда Уиллис набирал на клипер новую команду, ему пришлось вдоволь потрудиться, ибо далеко не каждый бывалый моряк горел желанием служить на корабле, названном в честь ведьмы. Да, именно так. Нэн-Короткая рубашка — так звали жительницу Шотландии, знаменитую экстравагантными и далеко не невинными выходками, любившую разгульные танцы в короткой ночной сорочке. Тем не менее парусник не только уверенно держался на плаву, но и пережил практически всех сверстников, стал образцом английского парусного кораблестроения, гордостью нации.

Изначально клиперу была уготована судьба корабля-трудяги, перевозившего шерсть и чай. Уиллис задался целью превратить свое детище в самый быстрый парусник и победить в «чайных» гонках — национальной регате, проводившейся ежегодно в конце весны. На исходе мая несколько чайных клиперов выходили из Шанхая и следовали в Лондон, минуя при этом остальные порты. Безусловно, исход этой гонки зависел от попутного ветра и удачи, а еще от таланта капитана и мастеровых навыков команды. Экипаж клипера, первым доставившего в Англию партию чая, щедро награждался премией в комплекте со славой победителей.

Однако счастье не улыбнулось «Катти Сарк» на этом поприще, клипер, исправно участвующий в соревнованиях каждый год, лишь однажды смог придти третьим. Последняя регата была проведена в 1872 году, после чего парусные суда перевели на австралийскую линию для перевозки шерсти. В Англии в то время набирала обороты текстильная промышленность, поэтому на доставку сырья были экипированы лучшие представители национального флота. Надо отметить, что теперь курс кораблей лежал через моря, известные постоянными штормами, и именно в этих ситуациях «Катти Сарк» проявил себя наилучшим образом.

Но время шло, успешно развивалось кораблестроение, и скоро на замену парусным судам пришли пароходы с усовершенствованными винтами и конструкциями. На фоне них клипер уже не казался таким резвым и выносливым, пожалуй, единственное, что еще удерживало к нему интерес пассажиров, это невероятная красота парусника, гордо летящего над волнами.

И все же окончательная слава пришла к «Катти Сарк» в 1889 году, когда клипер схлестнулся в неравной гонке с пароходом «Британия», обогнав его на пути в Сидней. Несколько недель пассажиры судна наблюдали за тем, как парусник то пропадал в тумане, то, благодаря попутному ветру, опять устремлялся вдаль. И когда команда «Британии» уже окончательно уверилась в победе, клипер смог «поймать» ту самую волну, которая позволила ему придти в порт на 4 часа раньше парохода.

С 1954-го корабль занял место в сухом доке в Гринвиче, став музеем под высоким покровительством герцога Эдинбургского.

Парусник пробыл на плаву до 1954 года и несколько последних десятилетий — благодаря пожертвованиям тех, кто понимал, что «Катти Сарк» — это история, достояние, клипер, заслуживающий быть увековеченным как самое быстрое судно парусного флота. С 1954-го корабль занял место в сухом доке в Гринвиче, став музеем под высоким покровительством герцога Эдинбургского. Почти 50 лет клипер был излюбленным местом для посещения туристами со всего мира. В 2007 году пожар в считанные минуты выжег парусник дотла. Более года в казну Англии шли пожертвования на восстановление достопримечательности. И вот в апреле 2012 года королева Елизавета Вторая торжественно открыла реконструированный клипер для посещения, парусник, олицетворяющий целую эпоху морской Англии.

в апреле 2012 года королева Елизавета Вторая торжественно открыла реконструированный клипер для посещения, парусник, олицетворяющий целую эпоху морской Англии.


Поиск

Подписывайтесь на нас

Читайте наши последние новости из этих социальных сетей!


Получайте последние новости ежедневно!

Мы отправим вам последние новости прямо на ваш почтовый ящик