Скандально известная лондонская галерея Саатчи (The Saatchi Gallery) представляет экспозиции современных художников, творчество которых не оставляет равнодушным. Открытая в 1985 году арт-дилером Чарльзом Саатчи, решившим выставить на обозрение свое собрание, галерея не отпускает внимание критиков, является сегодня крупнейшим музеем концептуального искусства.
С момента основания экспозиция трижды меняла локацию. Сегодня ее можно посетить в Челси (Kigs Road), где галерея занимает четыре этажа бывшего казарменного здания. Неоднозначность восприятия, острая критика только подогревают интерес к ней. Она открыта для бесплатного посещения жителям и гостям Лондона. Это стало возможным благодаря щедрости спонсора Phillips de Pury & Co (аукционный дом), ведь еще совсем недавно за вход в этот удивительный музей нужно было раскошелиться.
Экспозиции
Галерея Чарльза Саатчи — отдельные собрания, демонстрирующие изменения вкуса владельца. Здесь есть работы американских художников-минималистов, молодых британских талантов, инсталляции современного искусства США.
С 1985 года галерея служила успешным стартапом для неизвестных художников. Здешние экспозиции не только повод для критики и скандала, но и начало карьеры творческих современников.
Автопортреты Сары Лукас
Провокационное творчество британской художницы Сары Лукас — использование в коллажах, инсталляциях, картинах нетрадиционных материалов: сигарет, тряпок, консервных банок, старых газет. Ее работы поднимают вопрос гендерных отношений, социальные проблемы, темы жизни и смерти. Картины, потрясшие Лондон откровенным самовыражением, феминистическими настроениями, представлялись в Саатчи:
- In Fact — фото Сары с яичницами на груди, сидящей в вольной позе на мягком стуле. В образе — антисекс: оливковая майка и рваные джинсы, серьезное лицо, сигареты с пепельницей на клетчатом полу.
- Фото художницы с зажатыми между ног банкнотами — классический образец ироничного феминистского искусства.
Работы Криса Офили
Портрет Мадоннны, облепленной кусочками слоновьего навоза, — больше, чем скандал! Некогда представленная в Саатчи картина теперь принадлежит музею в Нью-Йорке.
Творчество Дэмиана Херста
Самый модный и дорогой художник современности Дэмиан Херст представил в Саатчи шокирующие работы:
- тигровая акула, застывшая в формальдегиде, за которую владелец галереи выложил 50 000 фунтов;
- разрезанная на части корова, сохраненная в стеклянном кубе.
Сегодня пути некогда близких друзей Херста и Саатчи разошлись. Художник больше не расчленяет животных, но успешно продает золотые инсталляции, стоимость которых — миллионы долларов.
Автопортрет Марка Куинна
Слепок головы, исполненный с применением замороженной крови, — и такое есть в коллекции Саатчи. Эта работа — прихоть еще одного успешного современника — Марка Куинна. Услышав однажды, что истинное творчество измеряется кровью, Марк решился… и потратил на автопортрет 4,5 литра своей бесценной жидкости, которую собирал в течение 5 месяцев. Галерее шедевр обошелся в 2,5 миллиона долларов.
Работы Ричарда Уилсона
Единственная постоянная из инсталляций галереи — комната нижнего этажа с зеркальным верхом, заполненная машинным маслом. Это работа «20:50» Ричарда Уилсона. Чем ближе к ней, тем сложнее ориентироваться в пространстве. Осматриваясь, посетители теряются в голографии пола, имитирующего идеальный паркет, черное зеркало или темную гладкую воду.
Выставка «Новое искусство Востока»
- Популяризируя творчество китайских художников Сун Юан и Пенг Ю, использующих в работах человеческий жир, живых и мертвых животных, владелец представил инсталляцию «Дом Престарелых». По большому пустому залу медленно, обреченно перемещаются инвалидные кресла, в каждом из которых — пожилой мужчина. И тишина, нарушаемая лишь поскрипыванием кресел. Среди инвалидных кресел проходят ошарашенные посетители галереи, внимательно следя за тем, чтобы не столкнуться с креслом. Понимая, что люди в креслах — прекрасно выполненные куклы, гости музея проникаются идеей общечеловеческих ценностей. Среди инвалидов — люди всех национальностей, профессий. Вот ветеран британских войск с миной в руках, в другом кресле — православный священник, следом — арабский пожилой террорист… Общее впечатление о выставке неоднозначно. Сперва недоумение, страх, желание уйти, затем волна интереса, никакого равнодушия. Такой образец концептуального искусства восхищает современников.
- Еще один экспонат выставки — работа французско-алжирского мастера Кадера Аттиа «Призраки». Заходя в зал, посетители видят молящихся людей в серебристых одеяниях с покрытыми капюшонами головами. Вид впереди шокирует — это не люди, вместо лиц — пустота.
Покровительство Чарльза Саатчи
Медиамагнат Чарльз Саатчи открыл миру гильдию «молодых британских художников». Сегодня они выставляются по всему миру, пробуют новые скандальные идеи. В 2006 году коллекционер создал онлайн-галерею, а в 2009 стал проводить «Фабрику звезд» — Saatchi’s Best of British, где ищет таланты. В 2010 году награду New Sensations получила россиянка Ника Неелова со своей инсталляцией «Принципы повиновения».
Отдельного внимания заслуживает здание, которое сегодня занимает галерея. Старинные арки, высокие своды и колонны фасада, а внутри — светлые комнаты для экспозиций, стекло и металл, современное оформление переходов, бесконечные сигналы лифта, каменные лестницы. Здесь легко забыть о времени, раствориться, попытаться понять, что хотел рассказать автор своим творчеством.
Несмотря на противоречивые эмоции, которые могут вызвать экспозиции Саатчи, эксперты уверены: посетить Галерею стоит. Это шанс попасть в закрытый мир частных коллекций, притормозить в жизненном потоке, пропустить через себя человеческие мысли, примерить людские ценности. Важно? Безусловно! Слишком многого лишает нас повседневность…