Река Темза всегда оставалась для Лондона дорогой, соединяющей город со всем миром и способствующей его процветанию. Мать рек английских, она так же любима британцами, как россиянами великая Волга. С Темзой связано немало преданий и легенд, а ее роль в жизни города бесценна. Рекой лондонцы пользовались как средством сообщения, сооружали на ее берегах предприятия и склады, на внешний вид которых, впрочем, обращалось мало внимания.
Появляющиеся один за другим лондонские мосты служили не только для связи берегов, но и придавали реке романтичный торжественный вид. Всего Темзу обрамляет 30 мостов, среди которых — поражающие воображение архитектурные шедевры и стандартные металлические конструкции. Один из них в сознании соотечественников и жителей других стран связан не столько с Великобританией, сколько с соседкой-Францией. Это знаменитый арочный мост Ватерлоо, связывающий Вестминстер и Ламбет. Им любовался российский император Александр I во время приезда в Лондон, а художники Джон Констебл и Оскар Клод Моне увековечили мост в своих работах.
История создания моста Ватерлоо
Символично, что современный мост Ватерлоо открыли в 1945 году триумфальной победы над режимом захватчика Гитлера. Он был сооружен на месте одноименного моста, построенного в 1817 году и названного в честь поражения в 1815 другого завоевателя — Наполеона. Старый мост строился шесть лет, он был выполнен из гранита, включал 9 арок, разделенных греко-дорическими двойными колоннами, и до 1878 года был платным. В свое время Ватерлоо считался одним из красивейших европейских мостов.
После строительства выяснилось, что первоначальный проект, созданный архитектором Ренни, был неудачен. Мост постоянно приходилось ремонтировать, что выливалось расчетливому городу в круглую сумму. Кроме того, разрушение в 1865 году Старого лондонского моста привело к изменению течений вокруг опор Ватерлоо и постепенному разрушению его пирсов.
Поэтому в 1878 Ватерлоо национализировали, открыли для бесплатного пользования. Но это не помогло — к 1884 году по опорам моста пошли трещины. Демонтировать конструкцию и заменить гранит металлом удалось лишь спустя 40 лет. Но гранит не пропал даром. Его использовали для строительства монументов (например, в новозеландском Веллингтоне из него построили памятник собаке). В 1920 году мост закрыли с тем, чтобы возвести новый.
Современный Ватерлоо
Строительство нового моста Ватерлоо началось в 1942 году по проекту Г. Скотта и длилось всего три года, несмотря на трудности. Мужчин не хватало, и все тяготы строительства ложились на женские плечи, за что Ватерлоо часто называют дамским мостом. Возможно, отчасти благодаря женской энергетике в этот раз мост вышел не только красивым, но и функциональным. Он стал еще одним великолепным мостом Лондона, созданным для быстрого перехода через Темзу:
- Здесь предусмотрены транспортные и пешеходные полосы, удобная дорожная разметка.
- Мост позволяет за 10 минут дойти от вокзала Ватерлоо до Covent Garden.
- Пересекая Темзу в месте ее изгиба, конструкция Ватерлоо дает возможность рассмотреть весь Лондон, расположенный вверху и внизу течения. Здесь нужно обязательно сделать фото на память — ведь мост открывает дивные пейзажи, а все знаменитые объекты города — колесо обозрения, Биг Бен, небоскребы Сити, Канари Ворф, видны как на ладони.
- У моста высится «Игла Клеопатры» — гранитный египетский обелиск, построенный около 1500 года до нашей эры и находившийся ранее перед храмом в Гелиополисе.
Обелиск был подарен Англии в 1820 году султаном Мохаммедом Али, однако презент поступил в город с опозданием. Судно, которое его везло, затонуло в Средиземном море, оно было поднято только в 1877. Когда-то монумент имел буро-красный цвет, но потемнел за годы — море, лондонская сырость и смог сделали свою работу.
Расположенный между Гангерфордским и Блекфриарским городскими мостами Ватерлоо выглядит изящно и просто: пять железобетонных пролетов, обрамленных портлендским камнем. Никаких ярких цветов и украшений, присущих многим лондонским мостам. Монотонно-серый, элегантный и строгий, он служит оправой пестрых городских пейзажей. Добраться до Ватерлоо, ставшего памятником культуры, можно на метро (станция «Ватерлоо») или автобусе (ост.Waterloo Bridge — 1, 4, 59, 76, 68, 139, 172, 168, 171, 176).
Интересные факты
Помимо влюбленных, романтиков и эстетов, Ватерлоо с начала основания привлекал тех, кто решил добровольно распрощаться с жизнью. В 1840 году 15(!) % самоубийств в городе пришлись на Ватерлоо. В 1841 году здесь произошел трагический случай с американским трюкачом Сэмюэлем Скоттом. Изображая сбежавшего от виселицы, он готовился эффектно прыгнуть в реку, но случайно и неожиданно повис в петле. Присутствующие решили, что это часть трюка, и вынули американца из удавки очень поздно. На мосту произошло и резонансное убийство Грегори Маркова — болгарского диссидента. Его «случайно» укололи зонтиком, отравленным ядом рицином.
Мировой кинематограф тоже не обошел вниманием мост Ватерлоо. В 1940 году, когда Европу уже охватило пламя Второй мировой, на экраны вышел фильм с Вивьен Ли и Робертом Тейлором. Повествуя о любви балерины и английского офицера, знакомство которых произошло на мосту Ватерлоо во время бомбежки Первой мировой войны, фильм заставил сопереживать не одно поколение. Прославив мост, картина вошла в список «501 картина, которые вы должны посмотреть».
Несмотря на печальные истории, связанные с мостом, Ватерлоо навсегда останется строгим символом британской столицы. Некий инженер из Франции, посетивший Лондон, отметил, что даже если все памятники мира разрушатся, то «…Ватерлоо, построенный в центре торгового мира, будет существовать, чтобы сказать поколениям: «Здесь был богатый, трудолюбивый и могущественный город».