Ах, Лондон… земля сфинксов, пирамид и обелисков, официальная резиденция Клеопатры, последнее пристанище великих фараонов и мекка иероглифов. Нет, мы ничего не перепутали и не сошли с ума: Лондон – действительно лучшее место на планете, чтобы увидеть Египет, если не считать сам Египет. Сегодня мы представим вам горячую десятку мест в Лондоне, где вы сможете совершить небольшое путешествие во времени и пространстве – «протяженностью» всего лишь в несколько тысяч лет и километров. Тем более стоит порадоваться за лондонцев, которым для этого достаточно пары билетов на общественный транспорт!
- Ричмонд-авеню
Первая волна египтомании захлестнула туманный Альбион в конце XVIII века – когда гордые британцы праздновали победу в битве при Абукире. Этот маленький остров в дельте Нила стал свидетелем фееричного поражения наполеоновского флота… и яркой вспышки одноглазой звезды адмирала Нельсона, пожалованного за сию викторию пышным, но бесполезным званием барона Нильского. А через несколько десятков лет многие усадьбы в Ислингтоне, на Ричмонд-авеню, обзавелись миниатюрными стражниками-сфинксами и памятными обелисками.
А через несколько десятков лет многие усадьбы в Ислингтоне, на Ричмонд-авеню, обзавелись миниатюрными стражниками-сфинксами и памятными обелискамиКазалось бы, почти полвека отделяло застройку Ислингтона от судьбоносной победы Нельсона – почему же именно тогда решено было увековечить нильские мотивы в архитектуре?
Все дело в том, что именно в 40-х гг. XIX в. вновь обострился «египетский вопрос» во внешней политике Британии. Так что подобным образом принц-регент, будущий король Георг, утверждавший облик застройки, возможно, тонко намекнул заграничным оппонентам об успешном опыте Англии в решении египетских проблем.
- Игла Клеопатры
Логично, конечно, было бы начать именно с нее – самой знаменитой египетской штуковины в Лондоне. Но дело в том, что она де-факто «младше» ислингтонских сфинксов. В 1819 году, после празднования 20-й годовщины абукирской победы Нельсона, Мохаммед Али (нет, не боксер, а египетский хедив) решил лишний раз засвидетельствовать свое расположение английским друзьям. «О! Тот старый памятник, который уже сто лет валяется где-то в Александрии, отлично подходит!», подумал находчивый Мохаммед, порадовавшись, что не придется тратить ни копейки из тощей казны. И то сказать: древностей в Египте было как грязи, то есть песка. Дари – не хочу! А денег – мало. Идея понравилась: аналогичные обелиски хедив презентовал и Парижу, и Нью-Йорку.
Британцам подарок действительно пришелся по душе. Правда, их радость несколько поумерилась, когда выяснилось, что лот вообще-то предлагается по модели free local pick up, а все почтовые расходы – только за счет получателя. В результате вывезти подарок получилось только в 1877 году. Водрузили его на набережной Виктории, украсив двумя сфинксами по бокам. В оригинале сфинксы должны были смотреть в стороны от обелиска, как бы защищая владения фараонов и грозя невидимому врагу суровыми гримасами. Но англичане решили, что поставить их лицами к памятнику будет «красивше», а с метафорическим смыслом особо заморачиваться не стоит.
Также рядом можно посидеть на чугунных верблюжьих скамейках, вообразив себя знатным египетским пашой. Здесь же обретался Венлок — талисман Египта в дни лондонских Олимпийских игр 2012 года.
- Кристал Пэлэс
Хрустальная мечта английского садовника Пакстона, знаменитый Кристал Пэлэс, построенный к всемирной выставке 1851 года, действительно оказалась очень хрупкой: всё-таки отсутствие специального образования дало о себе знать, а громадьё планов у народного самоучки и великолепное бизнес-чутье не спасло дворец. Пережив полную разборку, переезд в Сайденхэм, похоронив под обрушившейся кровлей множество рабочих и водонапорные башни для гигантских фонтанов по собственному проекту Пакстона, которые не выдержали напора – Хрустальный дворец всё же протянул до 1936 года.
Погиб он, вопреки всем прогнозам, в огне. Пожар уничтожил огромный, раскинувшийся на 25 акрах комплекс с прудами, лужайками, футбольным полем, океанариумом, выставочными и офисными площадями за считанные минуты.
Но сфинксы, точная копия луврских, остались. Кристал Пэлэс не имел сугубо египетской тематики, в его оформлении использовались различные античные и средневековые мотивы. Однако из всего исторического декора уцелела разве что безголовая статуя какого-то божества, стыдливо задрапированная в угоду пуританской морали тогдашнего общества (истерически требовавшего прикрыть половые органы изваяниям). И – сфинксы. Они по-прежнему бесстрастно взирают вдаль, не обращая внимания на начинающих граффитистов, которые то и дело разукрашивают их серые бока неуклюжими тэгами.
- Хайгейт
Египтяне знали толк в погребальных обрядах – поэтому жители более поздней викторианской эпохи посчитали более чем уместным заимствовать их опыт. Хотя бы в виде внешнего декора (ритуал изъятия мозга покойника через носовые ходы, пожалуй, был бы слишком экстравагантен для почтенного усопшего времен Бабушки всей Европы). Египетская авеню на знаменитом кладбище Хайгейт наглядно свидетельствует о вкусах тех лет. Немногие счастливчики, получившие «постоянную прописку» по столь привилегированному адресу, наслаждаются вечным покоем под сенью великолепных колонн в египетском стиле, которые открывают вход в западную часть кладбища. Пара завершающих образ обелисков прилагается.
- Карлтон Синема
В 1929 году семейная компания «Карлтон Синема», владевшая (и владеющая до сих пор) сетью небольших кинотеатров, выкупила участок земли в Ислингтоне, на Эссекс-роуд. Через год здесь выросло красочное здание в стиле ар-деко, способное одновременно принять 2226 зрителей. «Египетский» дизайн фасада, авторства английского архитектора Джорджа Коула, был вдохновлен нашумевшим открытием гробницы Тутанхамона, которое состоялось незадолго перед постройкой – в 1922 году.
Яркая, разноцветная облицовка керамической плиткой воссоздает известные египетские мотивы – например, цветы и бутоны лотоса. В декоре присутствует даже «глаз Гора», он же «око Ра» — знаменитый символ, могущественный магический оберег древнего мира. Сама архитектура здания, с типичной входной группой, близка к классической «пилонной» схеме египетских храмов.
Увы, заручиться долголетием и процветанием у былых богов не получилось. Менее чем через полвека, в 1972 году, кинотеатр превратился в зал для игры в бинго. Но и в этом качестве ему удалось продержаться лишь чуть более 30 лет: к 2007 году запрет на курение в общественных местах свёл прелесть коллективной игры в бинго к нулю. Бывший кинематограф был окончательно закрыт для посещения, и в итоге живописное здание, расцвеченное талисманами древних божеств, было выкуплено евангелистским движением «Вестники Воскресения» за 5 миллионов фунтов (Бог подал, не иначе).
«Ислингтон Газетт» в те дни бодро писала, что вскоре здесь будет открыт консультационный центр помощи и реабилитации для наркозависимых, служба поддержки занятости, а также клубы по интересам — как для пожилых, так и для молодежи. В общем, сплошь богоугодные инициативы взамен азартной мерзости и грешноватых кинофильмов, ранее питавших атмосферу здания. Однако оно до сих пор стоит закрытым, а наркоманам так и не удалось вкусить милостей Амона-Ра. В 2010 году бурно обсуждался скандал с силовым выселением нескольких десятков сквоттеров из пустующего здания – говорят, что «мирные христиане» выгоняли ближних, бессовестно посягнувших на их частную собственность, с помощью молотков и самодельного оружия. И как тут не поверить слухам о египетском проклятье?…
Продолжение следует