Такой разный Лондон

Клипер «Катти Сарк»: великий парусник великой державы


  <    Другой Лондон     <     Heritage - интересные исторические факты

Лондонцы считаются богатыми историческими наследниками, по праву гордящимися целым рядом достопримечательностей. К числу таких относится клипер «Катти Сарк» — единственное парусное судно для перевозки чая, сохранившееся до наших дней. В те времена парусники было принято именовать звучными, судьбоносными словосочетаниями, и Cutty Sark, означавшее буквально «короткая сорочка», выглядело нелепо, определив тем самым, по мнению многих историков, необычайную и очень интересную судьбу клипера.

История, интересные факты, вековая слава

«Катти Сарк» был спущен на воду в 1870 году в Шотландии в портовом городке Дамбартон.

«Катти Сарк» был спущен на воду в 1870 году в Шотландии в портовом городке Дамбартон. Конструктивной основой парусника стал пароход «Пенджаб», с которого его новый владелец Джон Уиллис снял паровой двигатель, заменив ходовую часть парусами. Затем, удлинив корпус судна, заменив нижнюю обшивку, Уиллис добился превосходных мореходных характеристик клипера, превратив его в непревзойденный образец представителя парусной флотилии.

Пожалуй, нет более суеверной профессиональной категории, чем моряки. И когда Уиллис набирал на клипер новую команду, ему пришлось вдоволь потрудиться, ибо далеко не каждый бывалый моряк горел желанием служить на корабле, названном в честь ведьмы. Да, именно так. Нэн-Короткая рубашка — так звали жительницу Шотландии, знаменитую экстравагантными и далеко не невинными выходками, любившую разгульные танцы в короткой ночной сорочке. Тем не менее парусник не только уверенно держался на плаву, но и пережил практически всех сверстников, стал образцом английского парусного кораблестроения, гордостью нации.

Изначально клиперу была уготована судьба корабля-трудяги, перевозившего шерсть и чай. Уиллис задался целью превратить свое детище в самый быстрый парусник и победить в «чайных» гонках — национальной регате, проводившейся ежегодно в конце весны. На исходе мая несколько чайных клиперов выходили из Шанхая и следовали в Лондон, минуя при этом остальные порты. Безусловно, исход этой гонки зависел от попутного ветра и удачи, а еще от таланта капитана и мастеровых навыков команды. Экипаж клипера, первым доставившего в Англию партию чая, щедро награждался премией в комплекте со славой победителей.

Однако счастье не улыбнулось «Катти Сарк» на этом поприще, клипер, исправно участвующий в соревнованиях каждый год, лишь однажды смог придти третьим. Последняя регата была проведена в 1872 году, после чего парусные суда перевели на австралийскую линию для перевозки шерсти. В Англии в то время набирала обороты текстильная промышленность, поэтому на доставку сырья были экипированы лучшие представители национального флота. Надо отметить, что теперь курс кораблей лежал через моря, известные постоянными штормами, и именно в этих ситуациях «Катти Сарк» проявил себя наилучшим образом.

Но время шло, успешно развивалось кораблестроение, и скоро на замену парусным судам пришли пароходы с усовершенствованными винтами и конструкциями. На фоне них клипер уже не казался таким резвым и выносливым, пожалуй, единственное, что еще удерживало к нему интерес пассажиров, это невероятная красота парусника, гордо летящего над волнами.

И все же окончательная слава пришла к «Катти Сарк» в 1889 году, когда клипер схлестнулся в неравной гонке с пароходом «Британия», обогнав его на пути в Сидней. Несколько недель пассажиры судна наблюдали за тем, как парусник то пропадал в тумане, то, благодаря попутному ветру, опять устремлялся вдаль. И когда команда «Британии» уже окончательно уверилась в победе, клипер смог «поймать» ту самую волну, которая позволила ему придти в порт на 4 часа раньше парохода.

С 1954-го корабль занял место в сухом доке в Гринвиче, став музеем под высоким покровительством герцога Эдинбургского.

Парусник пробыл на плаву до 1954 года и несколько последних десятилетий — благодаря пожертвованиям тех, кто понимал, что «Катти Сарк» — это история, достояние, клипер, заслуживающий быть увековеченным как самое быстрое судно парусного флота. С 1954-го корабль занял место в сухом доке в Гринвиче, став музеем под высоким покровительством герцога Эдинбургского. Почти 50 лет клипер был излюбленным местом для посещения туристами со всего мира. В 2007 году пожар в считанные минуты выжег парусник дотла. Более года в казну Англии шли пожертвования на восстановление достопримечательности. И вот в апреле 2012 года королева Елизавета Вторая торжественно открыла реконструированный клипер для посещения, парусник, олицетворяющий целую эпоху морской Англии.

в апреле 2012 года королева Елизавета Вторая торжественно открыла реконструированный клипер для посещения, парусник, олицетворяющий целую эпоху морской Англии.

Смотрите также:

     Саксонский Лондон  (опубликовано 21.08.2014)
     Лондон в Темные века  (опубликовано 21.08.2014)
     Римский Лондон  (опубликовано 21.08.2014)
     Дорогой Оливера Твиста  (опубликовано 28.06.2014)
     Исчезнувшие замки Лондона. Часть II.  (опубликовано 17.03.2014)