Баттерси — первая электростанция Лондона

Корпус недействующей угольной электростанции Баттерси в стиле арт-деко известен как самое крупное кирпичное здание Европы. Построенное в 30-х годах прошлого века для бесперебойного обеспечения Лондона электричеством, оно перестало функционировать только в 1983-м. Но и сегодня Баттерси привлекает внимание величественностью и каменной силой, является неотъемлемой частью лондонского архитектурного ансамбля. Увидеть его можно, посетив район Баттерси в Южном Лондоне. Здесь, на берегу Темзы, и расположена бывшая электростанция, узнать которую легко благодаря кирпичному силуэту с четырьмя трубами.

Кажется невероятным, но в здании легко поместятся три футбольных поля, что сделало ее после консервации привлекательным объектом для инвесторов, желающих создать здесь объект коммерческой недвижимости. За три десятилетия станция поменяла несколько владельцев и сегодня принадлежит малазийскому бизнесу SP Setia, осуществляющему экопроект, завершение которого приурочено к началу 2020 года. Владельцы уверяют горожан, что на месте заброшенной электростанции будет создано прекрасное «место для отдыха, работы и развлечений».

Проект электростанции Баттерси и его реализация

Проект электростанции Баттерси и его реализация

Поначалу жители Лондона противились строительству электростанции, по форме напоминающей перевернутый стол. Но город нуждался в электричестве, которое в 30-е годы прошлого века поставлялось муниципальными станциями в количествах, достаточных для полного обеспечения промышленных объектов. Электроснабжение частных объектов шло по остаточному принципу. Существовала и еще одна проблема — разная величина напряжения и частоты тока у каждого поставщика, что привело к решению Парламента в 1925 году стандартизировать и национализировать энергосистему. Объединившись в London Power Company, компании провели строительство нескольких крупных электростанций в Лондоне. Одной из них стала Баттерси, возведенная в центре города, в близости к целевому потребителю.

Строилась станция в два этапа с 1929 по 1955 год при участии группы архитекторов и техников Генри Ньюмарч Эллота и Ти Пи О`Салливана. Позже к ним подключился архитектор Джилберт Скотт, которого мир знает благодаря красным лондонским телефонным будкам, зданиям галереи «Тейт Модерн» (бывшая станция Бейксайд) и Ливерпульского Англиканского собора.

Расположение на берегу Темзы, на территории бывшего водохранилища неслучайно: река обеспечивала охлаждение и снижала транспортные расходы на поставку угля. Строительство велось двумя проектами:

  • Проект А (1929-1939) с оформлением в стиле арт-деко. Первый ток был получен на энергоблоке уже в 1933, а запуск прошел в 1935 году.
  • Проект В (1953-1955) — копия проекта А, но с более скромной интерьерной отделкой — сказалось отсутствие финансирования в связи со Второй мировой войной.

На пике мощности станция являлась пятой по выработке электроэнергии в городе. Она потребляла в год более миллиона тонн угля и 1,5 миллиарда тонн воды ежедневно. Критиковавшие станцию горожане преклонились перед ее мощью, позволяющей избежать любых перебоев с электроснабжением, и дизайном, который отлично вписался в береговой ландшафт. Они называли ее между собой «храмом энергии». Дизайнеры не поскупились, использовав не только мегапопулярный в те годы стиль арт-деко, но и мрамор из Италии для украшения машинного зала, чугунное литье для украшения лестниц. Монументальную композицию фасада венчали белые трубы, высота которых 103 метра.

Электроснабжение углем постепенно становилось слишком затратным на фоне альтернативных источников. Это привело к остановке первого блока (1975 год) и второго (1983). Последний закрылся на волне общественного движения за сохранность архитектуры и зачисления станции Баттерси в список Grade II, гарантирующий защиту государства от сноса и разрушения.

XXI век — время обновления здания Баттерси

XXI век — время обновления здания Баттерси

После остановки много лет станция пустовала, здесь селились популяции голубей, ветшала крыша. Трижды переходя из рук в руки, она не стала примером успешного коммерческого вложения, в отличие от Бэнксайд. Срывы проектов проходили по многим причинам — отсутствие достойной суммы для реконструкции, нежелание владельцев сохранять элементы интерьера и фасада в первозданном виде. Последние годы смены владельцев показали, как остро стоит вопрос правильного использования площадей Баттерси:

  • 2006 год: покупка станции Real Estate Opportunities (Ирландия) с планами о строительстве жилого фонда, размещения на территории станции коммерческих и развлекательных объектов, покрытии крыши прозрачным стеклянным куполом. Не расплатившись с долгами, компания продает станцию.
  • 2012 год: Лондонский клуб «Челси» объявляет о желании построить на территории станции крупнейший футбольный стадион.
  • 2012 год: приобретение площадей компанией SP Setia (Малайзия). Стратегия не меняется — в комплексе Баттерси планируется размещение развлекательных, коммерческих, жилых объектов, создание парка на берегу Темзы. К работам по восстановлению фасада приступили уже в январе 2013, объявив о старте продаж апартаментов. После начала торгов за четыре дня было выкуплено более 75 % предлагаемых коттеджей. Строительство первой очереди планируется закончить к 2017 году.

Баттерси — станция, известная всему миру

Баттерси — станция, известная всему миру

Баттерси по праву зовут звездой Британского кинематографа. Ее можно увидеть в картинах «Саботаж» А. Хичкока, Help! с группой The Beatles, одной из лент киноэпоса «Бэтмен» (2007), сериале «Люди завтрашних дней» и других успешных проектах. Образ станции вдохновил на создание видеоигр Grand Theft Auto: London, Dirt 2, Dirt 3. На ее территории проводились музыкальные шоу, выставки фотографов и китайских художников.

Особую известность станции принесла обложка альбома Pink Floyd Animals (1977). Для ее создания над корпусом станции запустили девятиметрового надувного поросенка, который по задумке режиссеров улетает в небо. 26 сентября 2011 года акцию повторили авторы современных переизданий альбомов знаменитой группы.

Уже сейчас Европа активно занимается разработкой альтернативных источников энергии, и, возможно, многие действующие электростанции уйдут в прошлое. Но Баттерси останется в истории Лондона как первая из них, ведь даже сегодня по величественности и стати ей почти нет равных.


Поиск

Подписывайтесь на нас

Читайте наши последние новости из этих социальных сетей!


Получайте последние новости ежедневно!

Мы отправим вам последние новости прямо на ваш почтовый ящик